В этом разделе я хочу собрать информацию о подмосковных дворянских усадьбах, где мне удастся побывать :)
ДУБРОВИЦЫ
Усадьба Дубровицы ,
расположена на высоком берегу р. Пахры, в
месте слияния с Десной.
Впервые она упоминается в 1627 г., как вотчина боярина И. В. Морозова. После смерти оного, значительно разросшаяся к тому времени вотчина перешла к дочери Морозова - Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И. А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. В 1690 г. князь заложил в Дубровицах необыкновенно красивый храм, истинный архитектурный шедевр. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым, четырёхлепестковым ярусом, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная оригинальным ажурным куполом. Белокаменная Знаменская церковь снаружи и изнутри богато украшена резьбой по камню и круглой скульптурой, а также барельефами. Характер скульптуры и латинские надписи (заменённые в последствии на русские) свидетельствуют о подражании западноевропейским католическим барочным храмам.
Строительство храма продолжалось в
течение 14 лет. Работы велись даже зимой в
специально сооруженных казармах, где одни
мастера заготовляли резьбу, а другие -
толкли стекло и алебастр, при кладке
добавлявшиеся в известку для прочности.
|
Первоначально на месте Знаменского храма стояла церковь во имя пророка Илии, которая была воздвигнута в 1662 году и освящена 31 декабря (13 января по новому стилю) того же года. Богослужение в этом храме совершалось 28 лет, то есть до 1690 года. Б.А. Голицын, "муж ревности ко благочестию исполненный… единственным увеселением почитал как посещать храмы Господни, так и украшать оные. Силою того благочестия движим будучи, восхотел вместо онаго деревяннаго здания храма воздвигнуть каменный таковаго великолепия, каковаго требует и величество покланяемаго в нем Божества и ревностнейший к славе того дух".
Строительство церкви было закончено к 1699 году. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у патриарха Адриана (1627 или 1639-1700). При всем своем влиянии Борис Алексеевич так и не добился благословения Первосвятителя, который известен своими консервативными взглядами на многие вопросы церковной жизни. Возможно, патриарх Адриан не освящал храм и из-за особого купола - короны. Царская корона над домом Божиим могла быть символом установления государственной власти над Церковью. Вскоре, в 1700 году, престарелый Предстоятель Русской Церкви скончался.
Освящение храма в честь Новгородской иконы "Знамение" состоялось 11 (24) февраля 1704 года "при высочайшем присутствии того благочестивейшаго Государя Петра Алексиевича и любезнейшаго сына Его благовернаго Государя Царевича и великаго князя Алексия Петровича, знатнейших духовных и светских особ" (Романовский). Освящал церковь митрополит Стефан Яворский (местоблюститель Московского Патриаршего Престола). Долгое время исследователи пытались определить происхождение и имена создателей этого чуда архитектуры (исследования всё ещё ведутся). Несомненно одно, что здесь не обошлось без творческого участия иноземных, скорее всего итальянских, мастеров. "Достав в знании сем превосходнейшего архитектора, родом италианца ...", - говорится в рассказе о строительстве церкви, написанном в 1802 году местным священником С. И. Романовским. "Церковь имеет вид короны и украшена снаружи многими изваяниями, какие выделывают итальянские художники", - такую запись сделал в своём дневнике 28 июля 1698 года австрийский дипломат Иоганн Георг Корб, посетивший усадьбу Голицына.
Сижу на лавочке в храме и не верю своим глазам. Надо быть ОЧЕНЬ смелым человеком, что бы позволить ТАКОЕ разместить в церкви. Скульптуры и барельефы читаются, как книга, в храме легко дышится, он как бы наполнен светом... закрываю глаза и слушаю... себя.. Хорошо! Тепло!
Сюжеты скульптур внутри храма очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам (НО - в языческом стиле!). На четырех столпах несущих арок расположены фигуры: на восточной стене направо от иконостаса - Иосиф Обручник; налево - Богоматерь, принесшая в храм младенствующего Христа;а напротив, на западной стене, - святая Анна Пророчица и праведный Симеон, держащий на руках утешение и чаяние Израиля - Спасителя Господа.
Над иконостасом выполнена горельефная композиция "Распятие" - центральный сюжет в цикле "Страсти Господни", представленном в церкви четырьмя сценами. Справа от "Распятия" сделана надпись, на которую указывают два сидящих ангела. Изначально эта и подобные ей надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX века архитектором Ф. Ф. Рихтером они были заменены на славянские.
Начало "Страстного" цикла надо искать на западной стене, над хорами, - это композиция "Возложение тернового венца". Венец возлагается на голову облеченного в хламиду и держащего в руках трость Божественного Страдальца - Христа. В центре изображения - Спаситель и два бородатых человека. Тот, что слева, указывает пальцем на Иисуса. Вероятно, это Иуда.
Над северной аркой (на одном уровне с нижними фигурами "Распятия") - композиция "Несение Креста". Господь Иисус Христос, сгибаясь под тяжестью Креста, идет на Голгофу, окруженный римскими воинами в шлемах, частоколом копьев и бердышей. Позади скорбной процессии идут женщина с ребенком и поддерживающий крест Симон Киринейский.
За композицией "Несение Креста" следует сцена "Распятие" на восточной стене. Изображение распятого Христа исполнено спокойствия. Куда более ощутимы страдания висящих на крестах разбойников. Их тела напряжены, на лицах боль невыносимых мучений. У Креста стоят Богородица и жены-мироносицы (Мария Клеопова, Саломия и Мария Магдалина, прильнувшая ко Кресту). Справа, в отдалении, - любимый ученик Христа, апостол и евангелист Иоанн Богослов.
Над изображением Распятия, в следующем ярусе восьмигранника, расположена композиция "Восстание из гроба". Неизвестный нам зодчий продолжает здесь тему "Страстей Господних": Христос встает из гробницы, держа в правой руке Крест - орудие победы над смертью. Фигура Спасителя полна легкости, она будто парит над гробом. Необычно выглядят изваяния стоящих у гроба. Это весьма реалистично выполненные фигуры римского воина с коротким мечом и щитом, французского или испанского дворянина в панцире, латах, коротких штанах и ноговицах, а по другую сторону - турка в чалме с кривой саблей.
Грани восьмерика третьего яруса заполнены фигурами Ангелов, несущих орудия Страстей Христовых. Ангел, расположенный слева от голубя, держит копье, которым римский воин пронзил распятого Христа; другие Ангелы несут столб, плеть, терновый венец, молот, гвозди, и, наконец, последний держит губу, то есть смоченную в винном уксусе губку, которую на копье подносили к устам распятых, чтобы уменьшить их страдания.
Восточную грань верхней части столпа занимает изображение Бога Саваофа, поддерживаемое двумя Ангелами. В левой руке Бога Отца - держава, символ власти над миром. Вокруг восьмилепестковых окошек-люкарн пущены пышные гирлянды экзотических плодов и растений. Здесь и лимоны, и хурма, и гранат, и бутоны роз, и подсолнухи. В куполе церкви, где крепится цепь для паникадила (люстры), вылеплены четыре Херувима, похожие скорее на резвящихся купидонов с полотен итальянских художников.
Высказано предположение, что все лица фигур, украшающих интерьер, имеют портретное сходство с жившими в то время людьми: видными политическими деятелями и представителями рода Голицыных.
Быть может, самое необычайное в Знаменской церкви - золоченая деревянная резьба иконостаса и хоров (изначально они были белыми, местами с палевой окраской). Трудно представить себе что-либо более очаровательное, чем эти бесконечно разнообразные завитки, банты, цветочные и фруктовые гирлянды, балюстрады и кисти из густого сплетения виноградных и дубовых листьев. Сочетание белого и золотого, обычное для иконостасов зрелого классицизма и ампира, впервые появляется в Дубровицах.
Декоративное убранство хоров богато и замысловато, как и орнаментика иконостаса; разница заключается лишь в том, что резьба здесь не такая сплошная, благодаря чему темно-синий фон выступает более широкими пятнами, нежели в иконостасе. То же самое было присуще и великолепным аналоям и клиросам, к сожалению утраченным на данный момент.
Продолжение следует.....