Итак, завершилось еще одно замечательное путешествие, мои друзья, и я хочу вам о нем рассказать.
Итак, друзья мои, позвольте представить вам ТУРЦИЮ!
Да, да... ту самую Турцию, которую многие привыкли считать чуть ли не своей фазендой и которую "хорошо знают" ! Когда я отвечая на вопрос друзей "ну, куда на сей раз отправляешься?" говорил, что в Турцию, то практически всегда слышал в ответ разочарованное хмыканье и понимающую ухмылку... да, да... на пляж , в Анталию... Знаем, знаем мы Турцию... как свою дачу... НАИВНЫЕ, как дети, ей Богу.. Во-о-о-о-от, сколько здесь всего интересного...
|
Итак,
Турция, и
столица страны ...
м-м-м-м... я провел экспресс-опрос среди
знакомых... и почти все столицей Турции назвали Стамбул! Так "Что такое Стамбул?" - город , столица Турции... где то на юге Черного моря.. - раньше был Константинополь.. .. - город на Черном море, туда бежали белогвардейцы после революции.. и т.д. Мало... очень мало оказывается, мы знаем о этой великой стране! Вот схема нашего путешествия, в течении которого лишь чуть чуть удалось приоткрыть для себя интереснейшую страну... с уникальной историей, культурой, людьми... |
Откроем самую ветхую страницу.... В бронзовом веке, между 1900 и 1200 до н. э, территорию нынешней Турции заселяли хетты. Государство хеттов было разрушено в ходе т. н. «эгейских путешествий» различными морскими народами (в частности, фригийцами). Тем не менее, хеттская культура просуществовала до приблизительно 700 до н. э. в различных мелких государствах восточной части Анатолийского нагорья, например, в Milid (сегодняшнего турецкого города Малатюы). В это время пал, вероятно, также разрушенный греками западноанатолийский город Троя. После победы над хеттами фригийцы при царе Мидасе основали государство, которое в IX и VIII веке до н. э. играло главенствующую роль на Малоазиатском нагорье.
Около 700 до н. э. вдоль анатолийского побережья Эгейского моря началось греческое заселение с их городами-колониями, такими как Милет, Эфес и Приена. В это же время другие народы заселяли Малоазиатское нагорье. Киммерийцы заняли западную часть Анатолийского плоскогорья, разбив государство фригийцев. Вдоль побережья основались города пиратов и мореплавателей - ликийцев. Лидийцы основали Лидийское царство со столицей Сарды на эгейском побережье. С середины VI века до н. э. до 333 до н. э. над этой территорией господствовали персы, их власть простиралась над далёкими частями Малой Азии, до тех пор пока Александр Великий не победил их, основав своё государство. После падения империи Александра Малоазиатское нагорье заселялось различными народами. Более или менее заметными были государства Вифиния, Понт, Каппадокия, Галатия, а также Пергам. Во II и I веке до н. э. контроль над Малоазиатским нагорьем установили римляне. При разделе Римской империи на западную и восточную Малая Азия вошла в состав Восточной Римской Империи или Византии, под властью которой она находилась вплоть до разгрома Византии турками. А полная драматизма, блеска и величия, крови и разрушения.. и бесславного краха история Османской Империи??
Чувствуете? Сколько на этой небольшой, по мировым меркам, территории всего происходило. Сколько культур, языков, традиций здесь намешано! В европе несомненно много интересных мест, но Греция всегда была грецией, а Рим - Римом. И при всем богатстве истории - она МОНОКУЛЬТУРНА. Здесь же, сменяющие друг друга царстве и империи оставляли след, в виде городов, могил, храмов и памятников. И не кажется странным, что 3 из "Семи Чудес Света" находятся именно здесь... или - находились, если быть совсем уж точным.
Но, пора отправляться в путь... Итак - Стамбул ( Istambul ) он же - Византия, Царь-Град, Константинополь... Блестящая столица великой Империи!
Вот.. край Европы... начало Азии... За Босфором - другой мир!
Следы первых поселений вокруг Стамбула были обнаружены на да-а-а-а-аавно, в бронзовом веке. Понятно, место хорошее, теплое, удобное. Климат - замечательный, все - растет.. и Главное!! ГЛАВНОЕ! это - ПЕРЕКРЕСТОК. Узкое место... ОЧЕНЬ УДОБНОЕ место, где можно поставить лавочку и взимать плату со всех проходящих - из Европы в Азию и обратно, шелковый путь, блин... и проплывающих - с севера на юг, из Черного в Средиземное море... так сказать, из варяг в греки. А? Каково местечко! Тут уже не важен климат и температура с влажностью... это - легкие денежки... и по этому за ЭТО место воевали всегда! А вы думали, что Трою воевали из-за смазливой мордашки??? Наивные, аки дети, ей Богу.. Вон она, Троя, за Гибралтаром, с Азиатской стороны.. вторая лавочка по контролю за движением! во-о-о-о-от откуда Гаишники пошли!
Однако, полистаем исторические источники...
В 660 г. до н.э. колонисты мегарейцы во главе с командующим Византом, располагаются напротив поселений на Азиатской стороне, в том районе исторического полуострова, который сегодня именуется Сарайбурну на Европейском континенте. Великолепнейшее географическое местоположение и удобные для торговли условия благоприятствуют расцвету и развитию Византии. В 513 году до н.э. город находится под влиянием персов, в 407 году до н.э. попадает к Афинам, в 405 году до н.э. – к Спарте. В 227 году до н.э. галаты, прибывшие из Европы, поселяются на Азиатской стороне города. А в 146 году до н.э. союз, заключенный с Римом обеспечил военную оборону города.
В 196 г. н.э. в годы правления Римского Императора Септиуса Северуса, город
входит в пределы границ Римской Империи. В 330 году Император Константин Великий
разворачивает крупнейшее строительство, после чего город переименовывается в
Константинополь; Император Константин Великий на церемонии
празднования, объявляет Константинополь второй столицей мира. В тот же период
начинается строительство мощного сооружения - городских крепостных стен.
В 395 году, после смерти императора Теодосиуса I, Римская империя
раздробляется и Константинополь становится столицей Восточного Рима,
Византийской Империи. Городские крепостные стены, сооруженные в начале 5
столетия, сохранились и до наших дней. В 476 году, Западная Римская империя,
канувшая в лету, Восточный Рим продолжает крепнуть и процветать.
С начала 666 г. по 870 гг., арабы неоднократно (8 раз) осаждая город, стремились его захватить. В результате распрей, возникших между католиками и ортодоксами, в 1054 г., произошло разделение этих двух церквей, а Константинополь был превращен в религиозный центр ортодоксов. В 11 и 12 столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате. Латиняне, захватившие город во время 4-го Крестового Похода в 1204 году, подвергли его грабежам. В 1261 году, Константинополь вновь переходит во власть Палеологов. К концу 14 столетия османцы начинают осаду города. В 1390 году, Баязит I и в 1422 году Мурад 2-ой атакуют город. А в 1453 году, город осаждают войска под предводительством Мехмеда 2-го. Город, получивший наименование Стамбул, становиться 3-ей по счёту столицей после Бурсы и Эдирне. После захвата оттоманскими турками Египта в 1517 году в Стамбуле был распространён халифат. Стамбул становиться центром исламского мира.
Прочитали? Энциклопедия стыдливо умолчала, что
КРОМЕ ТОГО, что с "начала 666 г. по 870 гг.,
арабы неоднократно (8
раз) осаждали город"
наши , русские
киевляне 6 раз его грабили, выжигая все
вокруг... В легенду вошел поход князя Олега, который прибил свой щит
к Золотым воротам города. Византийские мудрецы для прекращения набегов не
придумали ничего коварней, как обратить в христианскую веру этих подлых
язычников.. может тогда отстанут! Каждый год грабят, не успеешь
накопить ! так и вышло - после принятия в 988 году христианства на Руси
Константинополь стал для русских князей примером для подражания - с тех пор
русские туда ездили не грабить , а кланяться!!!! . В первой
половине XI века по образцу собора Св.Софии были возведены огромные соборы в
Киеве, Полоцке и Новгороде. Великий князь Иван III (1440-1505 годы) женился на племяннице погибшего Константина XI Софье (Зое) Палеолог (прозябающей в эмиграции в Италии) и взял себе герб Византийской империи - двуглавого орла, который стал впоследствии гербом государства Российского. |
Вплоть до XVIII столетия Стамбул застраивается великолепнейшими
мечетями, медресе и дворцовыми комплексами, однако частые землетрясения и пожары
приводят к серьезным потерям архитектурных ценностей. XIX столетие знаменует
собой европеизацию оттоманских турков, которые начинают проявлять интерес не к
Османской архитектуре, а к европейским архитектурным стилям: барокко и рококо. В
годы I Мировой Войны, в ночь на 15 марта 1919 года, город был оккупирован
войсками союзников. После победы национально-освободительного движения и отмены
султаната была объявлена Республика и 13 октября 1923 года Анкара столицей новой
республики. После передачи столичного титула Анкаре, Стамбул все с большей
активностью растёт и хорошеет, а также превращается в промышленный и торговый
центр Турции.
Собор Святой Софии, Ай-София, Премудрости Божьей. Символический Храм, равного которому нет в мире. Нельзя прожить жизнь и не увидеть его... Что же это такое, в конце то концов??? Посмотрим со всех аспектов?
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
Между 527- 565 гг., в период правления императора Юстиниана, строятся новые
здания, а также архитектурные памятники, среди которых особое место занимает Храм Софии
Премудрости Божьей. Период
Юстиниана считается самым ярчайшим периодом Византийского государства.Строительство огромной купольной базилики было завершено к 537
году, и взору очевидцев предстало небывалое зрелище. На серебряных столбах
крепились иконы, внутреннее пространство храма было украшено колоннами из
порфира и зеленого мрамора. ( Ах, знаю.... знаю я откуда
колонны эти замечательные стырили строители.. и стоило ли сломать одно
чудо света , что бы сделать другое...?? А? Храм Артемиды не жалко? ) В основании огромного купола было прорезано 40 окон,
струящийся свет из которых создавал впечатление, что купол просто парит в
воздухе, «спущенный с неба на золотой цепи». В течение веков стены базилики
украшались фресками и драгоценными мозаиками. И даже когда храм достался туркам,
они отдали дань уважения этой святыне – ее превратили в мечеть.
В нашей стране разрушили бы до основания, в бабке не
ходи!
Храм Софии не был разрушен, однако прекрасные златофонные мозаики были замазаны известью. С четырех сторон фасада вверх устремились стрелы минаретов, а внутри, под парусами, разместились огромные медальоны с цитатами из Корана. Турки же дали храму новое название – Айя-София . В 1934 году по приказу Ататюрка он был превращен в музей.
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
АНЕКДОТ в тему: - Скажите, а могут быть инопланетяне умней
нас, жителей Земли?
- Конечно нет!!! Ведь мы сделаны по образу
и подобию Господа, а он ЧТО - глупей каких то зеленых человечков,
по вашему?
АРХИТЕКТУРНЫЙ АСПЕКТ:
Архитектурный
тип -
"Куполообразная базилика"
Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших не только в
Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После
землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново
перестроен и увеличен на 6, 5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму
эллипса; размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570
кв.м, и длиною 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м.
Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний,
самый большой вход принадлежал императору, а боковые - императорской свите
высшего ранга и его окружению.
Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием,
изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него - Св. Мария и
Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император
Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с
надписью: "Я являюсь мировым светом". Над дверью под мозаичным панно находится
металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса.
Нартексы:
Эта часть здания у самого входа, лишенная каких-либо украшательств и
декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу.
Главное пространство:
Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание
помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в
полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами -
изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было
нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы,
поддерживающих большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются
изображения крылатых херувимов. Лица херувимов в виде льва, орлицы и ангелов
покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене: изображения
патриарха Константинополя (IX столетие) Игнатия, патриарха Джона Грисостомоса
(IV столетие) и патриарха Антиохского (сегодняшняя Антакья) (II столетие).
Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары,
привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится
"плачущая колонна", либо "потеющая колонна" - четырёхугольной формы колонна из
мрамора. Существует поверье: "Плачущая коллона" имеет чудодейственное отверстие,
по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое
непременно исполнится.
На капителях колонн, расположенных вокруг основного
пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги
Теодоры. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на
арабском языке. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями
исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила
местом ритуала коронации византийских императоров.
Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита
занимала свои места в малых кругах. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной
цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в
сторону Каабы. Несовпадение осевой точки михраба с центральной частью здания
церкви явилось следствием религиозного обычая мусульман, совершающих обряд
намаза, обращаясь корпусом тела в сторону святой Мекки, т.е., к юго-востоку
Стамбула. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное
для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с
которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. Напротив мимбара -
памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с
минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с
правой, изображение следа руки, посвященное богоматери
Над боковой дверью, которая в византийский период служила
выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно
сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа
от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора
Константина макет города, а в руках императора Юстиниана - макет церкви. Оба
императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом,
минуя столетия.
Галереи:
Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда
богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть
анфилады. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов
не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между
аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь
в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного
входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного
искусства.
Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование "райские ворота".
"Райские ворота" с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от
входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус,
Св. Мария и Иоанн Креститель: Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами,
молят Иисуса об отправлении грешных в рай. Нижняя часть мозаики, подвергшаяся
серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою
художественную ценность.
В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с
семейством, Св. Марии и Иисуса.
На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес
Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос.
На другом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий
супруг император Константин Мономахос.
И вот о чем я думал.... гуляя по древней Галерее .. Пал Константинополь... после продолжительной осады... пал под натиском армии, исповедующей ИСЛАМ. Но ведь - не срубили мозаику христианскую... не уничтожили... просто - закрыли, чтобы соблюсти свой канон, запрещающий изображение человека в Храме ( "не молитесь никакому изображению", помните, чьи слова? ) ПОЧЕМУ? вот вопрос вопросов. Поражены были красотой фресок? веротерпимы? настолько МУДРЫ, что поняли, что ЭТО ЧУДО - и их истоки? Невероятно. "Наши" завоеватели жгли СОБСТВЕННЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ храмы, так что только пепел летел, не говоря уже о иноверных... . сожженный Грозным Великий Новгород и увезенный Колокол достаточно вспомнить. |
Прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1616 году расположена Мечеть Султана Ахмета, или, как ее чаще называют - Голубая Мечеть Она должна была, по замыслу султана, превзойти по красоте знаменитый храм. Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними неповторимой. Уже почти 400 лет друг против друга стоят эти два памятника двух таких разных, на первый взгляд, и таких схожих, на самом деле, религий, соревнуясь в величии, красоте, а может быть, в правоте. Своим общеизвестным названием - Голубая - она обязана плиткам, по преимуществу голубым, которые в количестве более 200 000 украшают ее внутри.
Архитектором мечети был Мехметага. Он завершил этот шедевр зодчества за семь лет. Здание обладает всеми характерными для архитектуры мечетей признаками. Необычно в Голубой мечети только то, что у нее шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два - на внешних углах внутреннего двора. Строительство шести (!!!) минаретов - неслыханная дерзость в мире ислама.
Сохранилась легенда о том, что когда Султан указывал строить мечеть, он сказал, что бы минареты были ЗОЛОТЫМИ! Но архитектор Мехметага, зная что золочение минаретов ляжет непосильным бременем на народ, сделал вид, что не расслышал и записал слова Султана, что минаретов должно быть ШЕСТЬ! ( в турецком языке слова созвучны). И вот, построены 6 минаретов... НО - в Мекке их всего ПЯТЬ! А не может быть минаретов больше, чем в Мечети Харам, в Мекке ! в воздухе запахло порохом... но... Мудрость взяла верх. Думаете, сломали Два? Нет... Построили ! В Мекке! Сейчас, кстати, их там уже 9. Видимо, впрок... во избежание...
Величина диаметра купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью. В сооружении колонн использовался конструктивный прием, в основу которого входило изображение подножия колонн в виде слоновой ступни (диаметр колонн 5 м). К двум колоннам, находящимся неподалеку от входа в мечеть, пристроены 9 источников воды с кранами, для мусульманского ритуала омовения перед молитвой. На михраб возведен чёрный камень, привезённый сюда из Мекки, мечети в Каабе. Рядом с михрабом находится минбер, с которого произносится проповедь для мусульманских прихожан. Махфиль для муэдзина является редкой копией махфиля мекканской мечети. Древние надписи, украсившие большие и малые купола, обрамления колонн и стены, искусно исполнены мастером Сеидом Касымом Бибари из Диярбакыра, а также использованы изречения пророка Мухаммеда и суры из Корана. Внутри Голубая мечеть - Прекрасна! Воздушна! Отделка потрясающей керамикой поражает своей гармоничностью и вкусом, витражи со стороны Мекки создают игру света, прекрасный ковер устилает весь пол мечети.. на нем приятно сидеть... и впитывать... впитывать неповторимый Дух , витающий в воздухе.. В ней тепло и уютно..
"Йени Джами" (Новая Мечеть) известна как наиболее посещаемая прихожанами мечеть, ибо находится в оживленном районе Стамбула. Вначале, мечеть называлась "Ени Валиде Джами" (Новая Мечеть Валиде, султанши-матери), затем стала называться просто "Ени Джами". Строительство этой мечети продолжалось 66 лет. В 1597 году, жена султана Селима II и мать Мехмеда III венецианка по происхождению Сафийе султан (настоящее имя Бафо), поручила архитектору Давуд Are постройку мечети. Смерть архитектора прервала начатую им работу, затем было прекращено финансирование строительство (1605- 1661 гг.) и наконец по приказу матери султана Мехмеда IV, Турхан султан, строительство мечети было завершено архитектором Мустафа Агой (1663 год). Центральный купол, диаметром 27,5 м., имеет высоту 36 м.. Цветные витражи на окнах и ажурная ручная работа по перламутру- шедевры османского искусства. На всех окнах имеются айаты и суры из Корана.
Отделочный фаянс использованный в строительстве мечети несравненно качественнее нежели отделочный материал других мусульманских мечетей. Новая Мечеть имеет пять ворот, одна из которых выходит на передний двор мечети. Вокруг авлу (квадратный двор перед мечетью с фонтанами для религиозных омовений) построена галерея с портиком, покрытая 24 куполами. Рядом с мечетью, в центре квадратного двора находится шадырван восьмиугольной формы. С двух сторон фасада мечети, со стороны внутреннего двора имеется два минарета с тремя балкончиками.
Галатская башня (61 м), просматриваемая почти со всех точек города, возвышается на Галатской вершине. Великолепнейшая панорама, открывающаяся с вершины башни, привлекает внимание туристов и гостей города. Башня находится на возвышении над Босфором, Халичем, Мраморным морем. На живописную террасу Галатской башни, можно подняться по лестнице в 143 ступени или на лифте. Известно, что еще в 5 столетии н. э., в этих окрестностях высилась башня. Однако башня, дошедшая до нашего времени, датируется 1348-49 гг.
Мечеть Сулеймана. Самая высокая часть города. Здесь, в тени этой прекрасной мечети, среди прохладной зелени закончилась одна из самых романтичных и жестоких историй 16-го века. Я вхожу в небольшой мавзолей, богато украшенный внутри... мягкий ковер... золотой свет сквозь витражи... зеленые покрывала двух гробниц... Они и после смерти вместе - единственый... ЕДИНСТВЕННЫЙ !!! случай в исламском мире. Сулейман и Роксолана.Чистка обуви, как искуство! | Шью-пошиваю, примусы починяю! | а-ля художественный Арбат | |
Граффити по исламски! |
Очередь....Вход в Босфор |
Три (ой, четыре...) девицы , у фонтана.. |
Уже 2 насыщенных дня в Стамбуле...
Город веселый, добрый.... располагающий к долгим прогулкам по
витиеватым улочкам... даже в жаркий полдень освежается ветром с
Мраморного моря, с Босфора, с Золотого Рога. Всюду вкуснющая шаурма -
не путать с "колобками" московских улиц - горячая
кукуруза, жаренная рыбка.. и, конечно, сладости.. Лукумы. Люди
улыбчивые, добродушные....
Хорошо-с... но... пора в путь... ведь нас ждет
загадочная страна - К А П П А Д О К И Я !
Каппадокия
(греч. Καππαδοκία; перс. کاپادوکیه (Kâpâdukiye) — «Страна прекрасных лошадей»;) — историческое название местности на востоке Малой Азии. Оно вошло в употребление ещё в античные времена и используется в наши дни. Чётких политических границ область не имеет, поскольку на протяжении веков они значительно изменялись История Каппадокии охватывает весьма длительный период. Наряду с другими малоазиатскими районами Каппадокия входит в число мест обнаружения древнейших памятников человеческой цивилизации. Примерно к XVIII веку до н. э. относится заселение этой территории хеттами. В последующие века земля Каппадокии переходила от мидийцев к персам и македонцам. В I веке н. э. Каппадокия стала провинцией Римской империи, а позднее перешла к Византии. Начиная с XI века началось заселение территории сельджуками, затем оттоманами. Каппадокия полна истории. Через нее шел кратчайший путь из Китая в Европу, из Великой Степи на мусульманский Ближний Восток. Здесь заканчивался Великий Шелковый Путь. Здесь китайские купцы продавали, обменивали драгоценную ткань на византийские пушнину, серебро и парчу.
В белом плаще с кровавым подбоем,
шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром двадцатого числа
весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя
крыльями дворца
ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Он был в
ярости! Прошло всего три дня после казни странного
бродяги Га-Ноцри, а по Ершалаиму уже поползли слухи о том, что его
опять видели на Масляничной горе... и тело из гроба пропало и, не смотря на учиненное
расследование, его так и не нашли. Но в
ярость прокуратора привело даже не это, а и вовсе немыслимое - стража, во главе с
сотником первой когорты двенадцатого молниеносного легиона -
дезертировала! Его верные псы, которые охраняли место казни, а затем
и гроб с телом бродяги во время праздника Пасхи - бежали! Бежали на север, распространяя
по дороге слухи о воскрешении этого бродяги и о его божественной природе! |
Евангелие сообщает, что он был в составе стражи при Кресте, охранял и Гроб Господень и был свидетелем воскресения Иисуса Христа. После этого он и другие воины уверовали во Христа и отказались лжесвидетельствовать о том, что тело Христа выкрали его ученики. Лонгин и два других воина отправились с проповедью на свою родину, в Каппадокию. Пилат, направил в Каппадокию воинов с целью убить Лонгина и его сподвижников. Они были обезглавлены, тела погребли, а головы прислали Пилату, который распорядился бросить их на мусорную свалку. Главы мучеников были обретены слепой женщиной (исцелившейся от прикосновения к ним), которая погребла их в Каппадокии. |
Евангелие Рабулы |
Мощи Григория первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Однако, быстро стали расползаться по всему свету - Правая рука и другие частицы мощей свт. Григория Чудотворца находятся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая рука — в Большом Метеорском монастыре. В Греции частицы мощей Григория Чудотворца хранятся в монастыре Пантелеимона (Афон), в монастыре Стефана (Метеоры), в церкви св. Анастасии и в церкви вмч. Георгия (афинский район Неа-Иония), в монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты, в монастыре равноапостольных Константина и Елены в Каламате, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии (Пелопоннес), в монастыре Кехровунион (о-в Тинос), в монастыре апостола. Иоанна Богослова (о-в Патмос). В 1587 году перенесена глава Григория Чудотворца в Лиссабон (Португалия), где она и хранится в настоящее время в церкви Сан-Роке. Частицы мощей свт. Григория Чудотворца есть также в лиссабонском храме св. Игнатия и в соборе ап. Петра в Риме. В Москве частицы мощей Григория Чудотворца находятся в храме Григория Неокесарийского на ул. Б. Полянка, построенной царским духовником Андреем Савиновым Постниковым в XVII в. Меня эта традиция христианства раздирать своих святых на части приводит в ужас, на свете этого, тело Ульянова-Ленина на Красной площади выглядит невинной забавой Коммунистических вождей, типа "детского утренника" по сравнению с сексуальной оргией в грязном ночном клубе! |
Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является
убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в
Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание
чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив
царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей
в христианство. |
Немного о ГЕОЛОГИИ,
все таки это моя профессия!
Природа Каппадокии уникальна.
Приблизительно
восемь миллионов лет назад,
произошло извержения
вулканов: Мыендиз Дог, что недалеко от города Нигде, и Эрджияс Дог,
рядом с Кайсери. В результате произошло отложение бесчисленных слоев
пепла, лавы, пирокластических обломков, которые подняли уровень более чем на 300 м
и образовали рельефное плоскогорье. Миллионы лет сжатия
превратили вулканический пепел в мягкий палевый камень - туф c более
тонким
слоем темной
затвердевшей лавы - базальта.
|
|||
Горы буквально пронизаны многочисленными ходами, порой напоминая сыр. | Очень странно видеть окошко на ровной вертикальной скале! | Путешествие на воздушном шаре! Рано утром небо пестрит от шаров! | Незабываемо! |
Городок ГОРЕМЕ, автовокзал | Гореме | Стеклопакеты в горе. | храм III века в центре Гореме. |
Love Valley! ну как же не обойтись без ЭРОТИКИ.... Ну, куда же без нее! Да, есть "грибочки"... есть "дымовые трубы"... есть даже "телеграфные столбы"!! Но, сколько бы я не заставлял свою богатую фантазию оставаться в рамках приличия... не получалось... Помните, как в анекдоте - "...чтобы не делал, все равно член получается!" | |||
Тем не менее, нужно отдать должное первым христианам - вырубая в скалах свои первые христианские храмы, они выбирали наиболее благочестивые скалы, а то какие то двусмысленные были бы церкви в виде эрегированного фаллоса, направленного в небо! | |||
Из истории X века известно, что местные жители были даже прозваны "земляными людьми" за то, что "перемещались под землей сквозь отверстия, трещины и лабиринты, похожие на пещеры и норы"... | |||
Эллегия Малой Азии | Просторы Каппадокии. Вдалеке виден вулкан Эрджияс Дог |
В Кападокии много интересного... остались за бортом (в прямом смысле -
под колесами) моего мотика - подземные города, крепости,
совсем я не увидел мечети . Горные реки не приняли меня на рафте... и вулкан остался непокоренным... Да и лошади, знаменитые
каппадокийские лошади, которыми гордились все - от Македонского до
персов - не почувствовали меня в седле... (что, подозреваю,
это не сильно их
расстроило, в отличии от меня!) Зато я познакомился с приветливыми
местными жителями, как некую диковину смотревшие на русского - редкого
гостя. Мне улыбались все - хозяин небольшого семейного отельчика,
продавцы сувениров, таинственный усатый турок с плакатов на улицах и
просто прохожие! Впрочем, я тоже не скупился на улыбки! Свой слабый турецкий я с лихвой компенсировал мимикой и жестами! НО... пора в путь! Водитель автобуса, гордый как капитан океанского лайнера и соответственно одетый, дал команду отдать швартовы... стюарты засуетились, разнося кофе с пирожными, видимо, что бы сделать наше расставание с Каппадокией менее грустным. В путь, к морю! |
|||
ЯНАРТАС в ЧИРАЛИ Для справки: Химера (C i m a i r a) · чудовище, рожденное Ехидной и Тифоном, опустошавшее Грецию. У нее голова и шея льва, туловище козы и хвост дракона; по другим версиям это существо с тремя головами: льва, козы и змея, - каждая из которых изрыгает пламя, и туловищем, спереди - львиным, в середине - козьим, сзади - змеиным. Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. По сведениям Гомера была убита Беллерофонтом (киллер), поднявшимся в воздух на крылатом Пегасе и тем самым выполнившим волю ликийского царя Иобата (заказчик). Однако , по сведениям из достоверного источника, контрольный выстрел стрелой наш начинающий киллер по рассеянности забыл сделать, а только придавил горой..Олимп. Таким образом, жертва НЕ УБИТА!, а только ранена... В местечке Yanartaş (Горящая гора), придавленная скалой... Тяжело вздыхает полудохлая ХИМЕРА... а сквозь толщу скал пробиваются на поверхность языки пламени. Мы с вами, мои друзья уже на побережье Анатолии, чудесного, богатейшего края... с уникальной историей.. !!! |
|||
Конечно, некоторые зануды могут сказать, что это всего лишь метан, остатки древнего вулканического процесса... но мы с вами отметем это досужие домыслы умников... мы то точно знаем... что страшное чудовище скрывается здесь и от того страшно идти по ночному лесу... все тесней прижимается к нам девушки в поисках защиты... все шире плечи и строже наш взгляд...( и шаловливей остальное, надо признаться ! ) |
Да, совет - путешествие на гору Янартас, конечно, лучше совершать ночью... и страшно.. и романтично.. Днем, не тот "компот" - как слабое утешение можно рассмотреть остатки старинного сооружения, думается мне, что храма огнепоклонников, Зооастрийцев. Тут и Заратуштру можно вспомнить... где, как не здесь??? |
Пляж - от моря и до неба! и - НИКОГО! |
Бухта у Олимпуса |
||
Некрополь на горе. Для богатых, ессно! |
Каждый камень - ИСТОРИЯ ..а как же иначе.... природа очень и очень способствовала возникновению и краху многочисленных царств - береговая линия изрезана, множество уютных скрытых бухт, сжатых тесниной скал... сюда с войском не доберешься... а доберешься - живым не выберешься... вот и процветали полу-бандитские, полу-пиратские городишки-государства по всему побережью... меняя своих хозяев... ликийцев, греков, римлян... и каждый оставлял в них свой архитектурный след... вот, один их них - с гордым именем Олимпус у горы Тахталы. У входа в город с моря - старая крепость, полуразрушенная... слепые бойницы бессильно таращатся в море - они уже никогда и никому не будут защитой и не соберут дань ... впрочем, внизу приютилась фанерная башня с единственной бойницей под надписью "KASSA" , исправно взимающая подати с проходящих! | ||
Торговая Центральная улица |
Бани! Римские бани, гнездо разврата.. эх.. опоздал на 2 тысячи лет! |
||
Бани! Римские бани! |
Театр, правый вход! |
Ворота живых и "ворота мертвых" - гробница, некрополь. разница только в размерах! |
Ликия: Миры( Демре) , Телмес (Фетхие)...
Столица!
Блистательная столица Древней Ликии, маленькое царство на берегу Егейского моря сумело
сохраниться в окружении великих империй и не раствориться, не пропасть в
веках! Ликия (греч.
Lykia) — в древности страна на юге
Малой Азии
Страна эта - полуостров между Карнатским и Памфилийским морями - благодаря даровитости рано цивилизованных
жителей занимает видное место в эллинских сказаниях. Часто снабженные туземными
письменами многочисленные памятники искусства и могильные сооружения
свидетельствуют о высокой, соперничавшей с греческой культурой, которая, если не
считать побережья, поддалась влиянию эллинизма лишь в римское время. Ликия
граничила на западе и северо-западе с Кариею, на севере- с Фригией
и
Писидией, на востоке - с
Памфилией и на юге с морем; западную границу составляли горы Дедала и р.
Главк, северную -
Тавр, восточную - горы Климак. В 1-м тыс. до н. э. Ликию населяли
ликийцы,
потомки
лувийцев, говорившие до ассимиляции греками (III в. до н. э.) на одном из
хетто-лувийских языков и пользовавшиеся в 5-4 вв. до н. э. буквенным письмом
. С середины VI в. Ликия находилась под властью персов (в
восточной части Ликией в IV в. правил царь
Перикл). В
конце IV в.
Ликия входила в состав державы Александра Македонского. В
295 - 197
Ликия под властью
Птолемеев.
В I в. до н. э. в качестве автономного государства входила в состав Римского
государства. В 43 году н. э., Императором Клавдием, на
территории Ликии и Памфилии была образована римская провинция. После временной
свободы при Нероне
Ликия навсегда лишилась автономии.
Феодосий отделил её от Памфилии, при чём столицей её стала Мира.
После 395 г. Ликия была связана с
византийской империей. В византийский период Миры были превращены в
административный и религиозный центр. Миры считались центром епископства: здесь,
в Мирах, Свт. Николай получил епископский сан.
С XI в. Ликия перешла под власть Отоманской империи.
Гробницы ликийцев действительно производят неизгладимое впечатление, подобное я видел только в Петре, в Иордании... Смотря на это чудо, невольно думаешь, что люди в древности более внимательно относились к своему существованию после смерти, обустраивались, готовились.. Думается, не только физически , но и духовно, морально. отсюда - и поведение, и нравственные нормы. Для современных двухметровых ям, в заболоченной подмосковной местности особенно готовиться не надо, а потому - успеть вырвать у жизни то, что успеется. | ||
Из всех искусств Ликийцы особенно почитали архитектуру. Произведения ликийцев —
почти все надгробные памятники — большей частью высечены в естественных скалах;
иногда они представляют примеры греческого, специально ионийского стиля,
иногда — подражания свойственным Ликии деревянным строениям; изваяния все
проникнуты духом истинного греческого искусства. Вооружением ликийцев служили
кинжалы и кривые сабли. Ликийцы занимались земледелием, страна была довольно
плодородна, давала вино, хлеб и прочие продукты Малой Азии. Столица с
III в до н.э. Мира имела право чеканить свои
монеты! Удручает только то, что абсолютно все гробницы разграблены.... варварски, сломаны , разбиты... чьих тут рук дело, установить трудно... то ли соседи уже на 40-вой день тырили, то ли греки.. то ли римляне... всякого сброда ползало по этой прекрасной земле предостаточно... история с мощами "Деда Мороза" - тому подтверждение. Но об этом - позже! |
||
Это в Телмесе | а это - в Мирах | |
Ми́ра (греч. Μύρα) (совр. Демре) - значительный город в 3 км. от моря, на реке Андрак, у устья которой была гавань Андриаке, согласно легенде в этой гавани пристал к берегу апостол Павел перед своим отправлением в Рим.
Телмес (Telmessos) (совр. Фетхие) - очень известный город, являлся центром пророчеств, посвященным Аполлону. Телмес поддерживал прочные экономические связи с греческим Родосом. В IV веке до н.э. римляне включили город в состав Ликии. В VIII веке город был переименован в Анастасиополис в честь византийского императора. В следующем веке он получил новое название - Макри (Мегри). Такое имя носил город до 1934 года, когда после выселения греков его переименовали в память о местном уроженце - военном летчике Фетхи-бея (Fethi Bey), который погиб во время крушения самолета в 1913 году.
С высоты птичьего полета!
Несомненно, уникальной достопримечательностью Мир был огромный ТЕАТР.
Без преувеличения - центр жизни города... здесь торговали, сплетничали,
развлекались... этакий МЕГА в древнем исполнении. В оркестровой ложе амфитеатра есть весьма примечательная
надпись, дающая нам представление о хозяйственной и политической жизни города
Миры. Надпись гласит, что "...7 тысяч динаров из собранных налогов будут выплачены в
кассу ликийского союза..." В камне! на тысячелетия! Это вам не
фальшивые авизо! |
||
Гравюра 1800 года |
Археологические раскопки в Ликии, предпринятые
в ХIХ-ХХ веках, хорошо согласуются с географическими
сведениями, содержащимися в древнейших памятниках. Сохранилась площадь в андриакском порту, покрытая
плитами. На ней в древности был расположен рынок, остатки которого видны и
сейчас. Ныне гавань Андриаки заболочена и порт давно прекратил свое
существование, но значительные объемы многих зданий прекрасно сохранились. Среди них огромное зернохранилище (гранарий), построенное при императоре Адриане (оно изображено на гравюре 1800 года вверху и на фото 1965 года внизу), каменные цистерны, акведук, несколько храмов и целый ряд портовых и других построек. По предположению историка А.Ю. Виноградова, именно в это зернохранилище был капитанами выгружен хлеб в «Деянии о хлебовозах». Хорошо сохранились и остатки зданий древней Патары. А порт? а в порту сейчас кипит другая жизнь - предприимчивые турки возят туристов в морские экскурсии.. мимо... мимо всего этого! |
Фотография 1965 года |
2008 год. |
На стенах сохнанились барельефы, частично испорченные варварами... Вы часто видите барельефы на зернохранилищах? я - впервые! |
2008 год |
Жара стояля жуткая! Это казалось невероятным - сквозь небольшое отверстие в полуразрушенном своде мы проникли в огромное подземное прохладное помещение... высокие своды, замшелые стены.. сюда не проникали звуки внешнего мира... вот она - звенящая тишина... каждый шаг отдавался гудом .. Две тысячи лет.. никого здесь не было... я себя чувствовал Говардом Картером, вскрывающим гробницу Тутанхамона.
Однако, вернемся в Миры... в IV веке здесь жил и трудился СВЯТОЙ Николай (Угодник, Чудотворец), который родился здесь, неподалеку, в Патаре . Человек, несомненно, весьма и весьма примечательный.
В в 19 лет Николай решил посвятить себя служению Богу и через несколько лет
был выбран епископом своего родного города . Он пользовался огромным уважением и любовью народа, а за свои
чудеса — еще при жизни был признан святым.
Рассказы о его деятельности обрастали чудесами, среди моряков и путешественников
считалось удачей, если епископ Мир благословил перед плаванием! В порту мужики говорили, что однажды Святой Николай отправился в паломничество на Святую Землю морем. Корабль, на котором он плыл, оказался в самом центре шторма. Ветер был настолько сильным, что один из матросов, впередсмотрящий, сорвался с мачты и разбился насмерть о палубу. Но сила веры Николая сделала невозможное: после его молитвы Господь успокоил море, а после второй молитвы разбившийся матрос чудесным образом вернулся к жизни. Даже икона такая есть, не верите - посмотрите.. Ей Богу!" |
Именно от Николая берет свое начало
обычай дарить подарки на Рождество. Каждый год в ночь на Рождество бедняки
находили у своих дверей золотые яблоки, детские игрушки и сладости. Кто приносит
подарки, оставалось загадкой. Лишь спустя многие годы горожане случайно узнали,
что это епископ Миры.
Однажды Святой Николай подбросил мешочек
с денежкой
в дом человека, который от
крайней нужды хотел продать своих дочерей.
Святой
Николай бросал подарки не в окно, а в печную трубу и мешочки с падали то
в сохнувшие у печи сапоги, то в чулки. Говорят, именно отсюда пошла традиция
класть подарки в сапожки или носки, которые дети вешали у кровати сперва 19
декабря — в день Святого Николая, а затем и на Рождество, и на Новый Год.
На латыни Святой Николай звучит как
Санта Николаус (на разных
языках -Санта Клаус /англ/, Миколай /польск/, Микулаш /чешск/…) Вот так,
собственно, и появился известный Санта Клаус в красном епископском
облачении. Европейские переселенцы,
обосновавшиеся в Америке в VII и XVIII веках, привезли c собой туда и предания о
Святом Николае. Одной из первых церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была
Синтер Клаас или Синт Николас, позднее получившая название "Санта Клаус".
Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США
сравнительно недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур
написал поэму "Приход святого Николая", в которой Святой предстал жизнерадостным
и веселым эльфом с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к
вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате перевоплощения святой Николай
слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с
подарками.
В России Дед Мороз впервые появился с
1910 года
и просуществовал недолго -
до 1929 года, когда елку запретили. Однако, появился
реабилитированный, в красной длинной шубе, подпоясанной широким поясом, в
круглой высокой шапке, с посохом в руке — то есть абсолютно такой, каким мы его
все знаем, вместе с елкой сразу же после статьи в газете
«Правде» 28 декабря 1935 года. Кстати,
Русская Православная Церковь
всегда сопротивлялась елкам и Деду Морозу, как языческим пережиткам и лишь
в 2001 году (!) епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
(Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит Деда Мороза, если только Дед Мороз
примет крещение! Так и хочется добавить - МАРАЗМ (МОРОЗ)
КРЕПЧАЛ!
Однако, Мы отвлекись...
Умер Святой николай 6 декабря 343 года. Его похоронили в древнем ликийском
саркофаге, для защиты которого позже и построили церковь. Однако
храм был вскоре разрушен в результате страшного землетрясения,
после чего была построена новая церковь. В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты. В 1034-ом году арабские набеги с моря нанесли церкви большой урон. В 1042-ом году церковь была восстановлена византийским императором Константином Девятым Мономахом и его супругой Зоей, что становится ясно из надписей на церкви. |
Вот, несчастный, ограбленный много раз, саркофаг, где Святой Николай имел несчастье найти свой временный приют. |
В конце XI века сарацины обрушились на восточные области Римской империи: они прошли от Херсона до Антиохии и Иерусалима. Лежавшие на их пути города, села, церкви и монастыри они разоряли или уничтожали, превращая некогда благодатные места в дикую пустыню. Опустели древние Миры: уцелевшие жители переселились в другое место, в тридцати стадиях (около трех километров) от прежнего города. Там еще оставался Сионский храм, таивший в себе сокровище — честные мощи Святителя Николая, охраняемые лишь немногими монахами. С этого момента история как квест, как бы раздваивается, есть две точки зрения... я изложу обе, а уж вы судите!
Вариант первый В 1087 году, при царе Алексее I Комнине (1081-1118) и патриархе его Николае III Грамматике (1083-1111), Святитель Христов Николай явился во сне одному честному и благоговейному священнику Апулийского города Бара, бывшего двести лет средоточием греческой власти в Италии и только незадолго перед тем покорившегося норманнам. Предав на разорение город, прославленный мощами Угодника Божия, Господь предопределил перенести их в многолюдный город — Бар (Бари), в Италию. Перенесение было торжественным, жители Мир и монахи благодарили итальянцев за спасение мощей! Угодно же было Господу сделать это перенесение мощей, по словам святителя Димитрия Ростовского, "чтобы мощи такого светильника миру, душа которого в светлостях небесных приемлет достойную себе честь, и на земле не были без почитания и под спудом, и чтобы обильный источник чудесных исцелений не был без почерпающих из него", а также "чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого архиерея". Вот, такая первая лубочная история... |
Вариант второй У латинян всегда шла настоящая охота за святынями. Считалось, как бы ты мощи ни достал — они тебя все равно будут спасать. Бари был очень крупным портовым городом. Венеция — полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами Свт. Николая как покровителя мореплавателей. Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. И вот в 1087 году в Антиохии они продали зерно, а на обратном пути опять заехали (!!! )в Миры. Жителей Мир в городе было немного, большинство под угрозой набегов предпочло переселиться в горы. В храме Свт. Николая оставались четыре монаха. Барийский отряд вошел в храм, и под угрозами один из монахов показал, где находится святыня. Гробницу вскрыли, частично кости взяли, частично - раздавили, пока ковырялись в тесноте. А через десять лет армада первого Крестового похода двигалась на Иерусалим. Крестоносцы грабили даже друг друга: на Родосе произошла стычка между пизанцами и венецианцами. Через несколько дней после этого венецианцы высадились в Мирах с целью также забрать мощи Чудотворца. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили все, что только могли. Начали пытать одного из монахов, и в конце концов тот показал, где покоятся остатки мощей Святителя. Так как мощей Николая Чудотворца было мало (примерно одна пятая часть от того, что забрали баряне), венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские косточки. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход. И вскоре факт фальсификации был забыт. Впоследствии в течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая. Во время Крестового похода святые мощи широко дарились. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега. А баряне никому мощи не раздавали. Построили храм Свт. Николая и хранили их там под спудом. Только малую часть десницы оставили над гробницей, но уже в начале XI века она была похищена. Вот так. |
В
назидание будущим святым: вы действительно хотите , что бы ваши
кости растаскивали по миру нечистые на руку дельцы и торговали ими?
Задумайтесь над этим!
В 1853 году во время Крымской войны участок земли вокруг церкви был куплен Александром II и представителями российского дворянства, в том числе Анной Голициной, затем был основан монастырь и начались реставрационные и археологические работы, которые были прерваны из-за того, что Османская империя расторгла договор с Россией. Были обнаружены цветные мозаики из цветного мрамора, остатки настенной живописи. Церковь была отреставрирована, ее стиль характеризуется как переходный от раннехристианских византийских базилик к греческим православным церквям. |
Во дворе церкви. |
|
Памятник скульптора Григория Потоцкого | Сегодня церковь Святого Николая в Демре — полуразрушенное живописное здание, на стенах которого еще просматриваются древние фрески. И хотя сейчас эта церковь — музей, верующие со всего мира приезжают сюда, чтобы помолиться и попросить помощи у Николая Чудотворца. В парке возле церкви стоит шестиметровый бронзовый памятник Святому Николаю в окружении детей, а еще неподалеку на большом постаменте возвышается полутораметровая пластиковая фигура Санта-Клауса, напоминающая, что добрый старик в красном костюме с белой бородой — не кто иной, как Святой Николай. | А это - сейчас! |
Этому предшествовала целая детективная история!
В 2000 году состоялось открытие переданного в дар памятника Святому Николаю и было приурочено к проведению международного фестиваля дружбы и веротерпимости, который ежегодно проводит Русский Фонд Святителя Николая. Автор скульптуры - Григорий Потоцкий. Однако, в 2005 году памятник ночью был демонтирован без объяснения причин. Думаю, что памятник пал жертвой предвыборной борьбы нового мэра со старым или - реакция на карикатуры в датских газетах, вызвавшие такое возмущение во всем исламском мире. Только наша пресса, так обильно смаковавшая карикатуры, об этом ничего не писала - видимо журналисты просто не знали. Эрудиция не позволяет.. Чукча не читатель, чукча писатель!
Россия, Европа и США оказывают давление на Турцию за возвращение памятника. А
пока на постаменте, где стояла скульптура Чудотворца, стоит красный пластмассовый
пупс в виде Санта-Клауса. Он смотрит на происходящее в мире
нарастание религиозных страстей с сожалением, но трезво и философски. |
Однако, мы опять вляпались в политику и религиозные дрязги... Вернемся в прошлое!! итак - СИМЕНА
Город-Порт Симена основан на берегу залива Кекова в IV в до н.э. Вокруг порта стоят маленькие домики, а за ними высится холм c руинами крепости рыцарей ордена Святого Иоанна. Эта крепость (kale) и дала нынешнее название поселка - Кале. В садах местных жителей, можно с легкостью наткнуться на какой-нибудь исторический обломок... Самым же интересным в Симене является несомненно театр, который построен из неотесонного камня, самый маленький из театров ликийской эпохи, которые известны сегодня - в нем всего 400 мест.
Свое название Симена получила от этрусков и означала «страну большой матери». История города начинается с третьего тысячелетия до нашей эры. Упоминание Симене есть и в работах византийского историка Стефаноса.
После легендарной Троянской войны Симена была заселена союзниками Гектора из Трои, а позже город вошел ликийского союза. Затем время Симена находилась во власти пиратов, а в римский период сумела сохранить статус независимости, свои традиции, культуру и язык. К сожалению, в девятом веке нашей эры Симела утратила былое величие и значения из-за землетрясения и недостатка пресной воды.
Прекрасный вид с крепости на залив. | Гробницы ликийцев. | Крепость | |
Залив, крепость... пиратские шхуны... золото.. | остатки строений | ||
затопленная гробница |
Рядом с Мирами и портом Адриане, в трех часах хода на утлом рыбацком суденышке находится молодой остров Кекова. Молодой потому, что стал он островом совсем недавно, а до этого был полу-островом ( повышен в звании, ну совсем как под-полковник и полковник!!) В результате тектонических движений, приведших к возвышению гор Западного Тавра, полуостров стал островом, а города Кекова и Симена, находившиеся на перешейке погрузились под воду. Сейчас остров Кекова это длинный и узкий остров, берега которого просто усеены археологическими остатками античности. Кроме затопленных городских построек, античного порта, здесь прямо в море стоят ликийские саркофаги. На северном берегу острова - руины античного города, большая часть которых затоплена поэтому представляет огромный интерес для подводных исследований. Эта территория с античных времен и до наших дней считается очень надежной бухтой для кораблей. Сюда в прошлом причаливали пираты-римляне, в изрезанном берегу много пещер, где хорошо прятать награбленное! Йо-хо-хо!!! | |||
тясячелетние оливы.. | |||
Строения уходят под воду.. | Дрепвние оливы не уберегли покой ликийцев, все могилы разграблены... | кремль? | |
Пещеры, тайные гроты - их множество в скалах... вот где прятаться! и искать спрятанные сокровища! Не раз в поездке я жалел, что не было с собой металлоискателя... |
Над самим театром находятся руины крепостных стен и ликийские усыпальницы, а у берега моря расположились остатки античных бань. Остальная часть древнего города затоплена. В море, прямо перед Сименой стоит саркофаг, наполовину погруженный в воду - главная древняя достопримечательность Кековы. Видный через голубую толщу воды затопленный город во II веке н.э. город, расположенный между Сименой и остров Кекова, производит неизгладимое впечатление. Подводное путешествие было незабываемым, видеть затопленные дома и улицы, посуду, какие то предметы быта и даже кости... я как будто иду по улицам Помпей.. перед извержением вулкана..
Очень хочется поблагодарить замечательную семью Салима, где мы жили в Демре несколько дней. Живя в турецкой семье, завтракая и ужиная... видишь изнутри теплые, семейные отношения, уважение друг к другу... взаимопомощь и подшучивание, не забуду "my little monkey" - так Салим называл свою маленькую дочь, пятеро взрослых детей.. Спасибо вам за приют! |
Между тем, время короткого отпуска неумолимо истекает, неугомонный "адмирал" за штурвалом в автобуса нервно поглядывает на часы, готовый отбить склянки, пора в путь... в путь к еще одному великому городу - Эфесу!
Э ф е с
Эфе́с (лат. Ephesus/span>,
греч.
Ἔφεσος,) — древний
город на западном
побережье
Малой Азии, при впадении реки Каистр , южнее Смирны ( Измир) . В
настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров,
находится в окрестности города
Сельчук.
Город основан между
XVI—XI вв. до н. э.
как ионическая колония греками-ионийцами из
Афин. Он был заложен на берегу
Эгейского моря, тем самым, был
портовым городом, и
быстро развивался за счет
торговли.
После землетрясения море отошло, опустившись на 57
метров, что и стало
причиной быстрого упадка города. Сегодня развалины Эфеса находятся на расстоянии
приблизительно 10
км от
берега моря.
Своей славой Эфес в большой степени обязан местному
культу восточной
богине плодородия, со временем отождествленной с греческой богиней
Артемидою.
Поклонение богине идет с незапамятных времен, но строительство посвященного ей
храма, одного из
семи чудес света, началось в первой половине
VI в. до н. э.
Население города достигало 200 000 жителей, и Эфес был вторым городом в
Римской империи по размеру и значению после
Рима.
Согласно легенде, Андрокл, сын афинского правителя Кодра, получил от Дельфийского оракула приказ — основать новый город. Место для нового города ему должны были указать рыба и дикий кабан. Андрокл отправился на поиски «знаков» вдоль берега Эгейского моря и высадился на берегу прекрасной бухты. Как раз в это время местные рыбаки жарили что? - правильно, рыбу. От искры, которая вылетела из костра, загорелся куст, из которого выскочил - кто бы вы думали? - естественно, кабан. Здесь и был заложен город. Интересно, если бы жарили куропатку, а выскочил охранник - город не заложили бы? Сейчас, оглядываясь назад, надо честно признаться - место дрянь... болотистое, с грязной водой... Так что, оракулу - замечание... на первый раз! Единственно, с чем повезло - а может , грешным делом - это и явилось причиной, чо ж на кабана пенять, но ...во время строительства города Андроклу пришлось встретиться с воинственным племенем амазонок, в одну из которых, Эфесию (что переводится как желанная), он влюбился. В честь неё и был назван город. Позднее почти все амазонки стали женами греков-поселенцев. Ясно дело, шли вдоль берега, нашли много изголодавшихся , сексуально, женщин, вот и решили город основать, что бы туда-обратно из Греции не мотаться!
В VII в. до н. э. аристократическая форма правления в Эфесе сменилась тиранией, а в VI в. до н. э. город был завоёван лидийским царем Крезом. При нём Эфес достиг наибольшего расцвета и пышности. Крез вкладывал средства в новый огромный храм Артемиды. В Британском музее находятся колонны главного фасада этого храма, украшенные рельефами и несущие памятные надписи Креза. Когда в 546 г. до н. э. Крез потерпел поражение от царя Персии Кира, Эфес вошёл в состав Персидского государства. | Лисимах, один из последоватедей Александра Великого, перенёс город из заболоченной долины на гору и построил новую гавань. Необходимость этого была вызвана начавшейся в городе эпидемией. Но жители города не хотели покидать свои дома. Тогда Лисимах приказал перекрыть доступ к пресной воде жителям старого города, что вынудило их переселиться на новые места. |
Эфес поочередно пребывал под властью
Египта и Сирии,
пока в
189 г. до н. э. одержав победу над Антиохом Великим, римляне не передали его пергамскому царю Евмену II, а в
133 г. до н. э. город вошёл в состав Римского государства. Во время гражданской войны в Риме, которая последовала после убийства Цезаря в 44 г. до н. э., дань с Эфеса получали обе стороны, но при Августе город стал фактически столицей римской провинции Азия и со временем превратился в один из самых красивых городов Римской империи, пока его не разорили готы в 262 г. н. э. На протяжении долгих столетий средневековья город, который подвергался бесчисленным набегам арабов и пиратов, был не более, чем деревня. В начале правления Османской империи Эфес был предан полному забвению. |
Ну что, друзья мои, прогуляемся по Эфесу? потопчем своими сандалиями древние камни? фотик на шею, воду в рюкзак.. я буду вашим гидом!
Агора - площадь для народных собраний и базилика, которая начинается от величественной колоннады, общая длина которой около 165 метров. Предположительно, в этом месте жители Эфеса занимались коммерческими делами. Одеон - Полукруглое сооружение, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на север от Агоры. Судя по надписи, его построил в 150 г. н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий — место заседаний городского Сената. Первое крытое сооружение, расчитанное на 1400 мест, использовалось поочередно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений. |
|||
Храм Андриана - Надпись, выгравированная на архитраве храма, свидетельствует о дате его сооружения — около 138 г. н. э. Перед храмом поднимаются пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм. По тем надписям, которые сохранились на пьедесталах, можно определить, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Галерия. Две центральные колонны поддерживают легкую, утонченную арку — все, что сохранилось от оригинального треугольного тимпана, который когда-то венчал здание. Архитравы порталов богато декорированы с использованием античных орнаментов. |
С противоположной стороны Храма Адриана расположен оригинальный ансамбль зданий под названием «Дома на склоне холма», которые повернуты к улице Куретов. Улица Куретов протянулась вдоль склона от Библиотеки Цельсия и Ворот Геракла до Агоры. Куретами называли касту священнослужителей, проводивших службы в храмах! На улице расположена стена из мрамора, на котором выгравированы все городские законы. Законы в то время были неизменны, сейчас бы , конечно.. каждую ночь стучали бы долотами, пугая окрестных бомжей! | ||
В основном здесь жили представители привелигированных слоев общества, в связи с чем улица имеет другое название — «Дома богачей». Они размещены таким образом, что каждый дом служит своего рода террасою для следующего за ним дома. На этой и других улицах города размещались ямы, накрытые решетками, где помещали осужденных за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право плюнуть в яму, чем выражал свое осуждение. (ох, сейчас бы так.. Представляете, ямы вдоль Тверской, а в них - наши олигархи. Замучались бы слюну вывозить! ) | |||
|
|
Самое заметное место во всем Эфесе – библиотека Цельсуса, двухъярусный фасад которой украшен колоннами и статуями и хорошо передает былое великолепие этого здания. Женские фигуры олицетворяют Добродетель, Правосудие, Судьбу и др. К главному входу ведет 9-ступенчетая лестница. В конце сохранившегося коридора находится саркофаг, в котором был похоронен Цельсус. Библиотека была построена в эпоху Империи, во время правления Адриана по проекту архитектора Тиберия Юлия Аквили, который пожелал посвятить её своему отцу. Строительство началось в 114 г. н. э. и было завершено в 135 г. н. э. уже наследниками Тиберия Юлия Аквила, который завещал большую сумму средств на покупку книг и содержание библиотеки. Во 2-й половине III в. во время нашествия готов внутренняя часть здания была полностью разрушена пожаром, который пощадил, фасад здания. Двухъярусный фасад, украшенный колоннами, имеет вид театральной декорации. Колонны нижнего яруса, которые стоят на подиуме центральной лестницы из девяти ступеней, сгруппированных попарно в четыре ряда и увенчаны капителями Коринфа. | |
На противоположной библиотеке стороне улицы, разместилось здание публичного дома, до которого из библиотеки вел подземный ход. Мужчины города, так обманывали своих жен, говоря, что идут читать книги. На тротуаре, который ведет к публичному дому, сохранилась одна из самых первых в мире реклам, на которой одна из жриц любви приглашает к себе в гости. В то время это была почетная профессия, и не было нужды никого обманывать, что бы посетить публичный дом. Почитать книгу, постричься, помыться или заняться сексом, как и посетить туалет - занятия по сути своей одинаково приличные и совершенно нестеснительные. |
Вот, к примеру, общественный туалет, с фонтаном, тенистый, прохладный... место сбора аристократии. Можно посидеть, почитать, обсудить городские новости.. этакий, клуб. Недаром, посетив такой туалет, император Веспасиан, предложил брать плату за вход туда ( ну, почти как сегодня, если можно сравнить с этим роскошным туалетом наши вонючие кабинки.) Как же можно! - вскричали возмущенные жители! И император ( как и мэр Лужков) невозмутимо ответил - ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ! |
||
Театр дошёл до нас в хорошем состоянии и по праву считается одним из тех памятников прошлого в этой археологической зоне, которые сохранились лучше всего. Как все сооружения того времени, эфесский театр разделен на три секции: сцена , орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (сектор зала для зрителей). Вместимость театра — около 24 000 — 25 000 мест. Зал по отношению к сцене поднимался на 30 м и завершался портиком для улучшения акустики всего ансамбля. Днем на сцене театра, проводилось до 50 боев гладиаторов между собой и с животными. | |||
Храм Артемиды
По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия. | В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде
располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший
одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал
знаменитый богач, лидийский царь Крез. Проект храма разработал архитектор
Харсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада.
После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген, а заканчивали
постройку уже архитекторы Пеонит и Деметрий. Ширина храма Артемиды была 50 метров, длина — 109 м, высота колонн — 20 м (если сегменты круглые, то ширина и длина = диаметру то есть одинаковы). Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 греческих царей. |
В 550 г. до н. э., когда законченное постройкой огромное беломраморное здание
открывалось перед взорами горожан, оно вызывало удивление и восхищение, К
сожалению, нам неизвестно, как именно был украшен храм. Известно только, что в
создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера
греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой
кости. В 356 г. до н.э. некий Герострат сжег храм, желая обессмертить свое имя. Спустя 22 года Александр Македонский предложил восстановить храм. Но жители Эфеса, по словам Страбона, отказались от помощи под предлогом, что лне должен один бог строить храм другому богу. Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и все-таки вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людской навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце». |
В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами, а когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Во времена императора Феодосии I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли, а колонны перевезли в Константинополь, они сейчас стоят в Храме Софии. (помните, в начале моего повествования, я ехидно заметил, что знаю, откуда византийцы сперли колонны?) Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. ( Ага, это называется - концы в воду, т.е. - в болото!) А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось. Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.
Эфес был
хорошо известен ив христианские времена. Он знаменит тем, что его посетил
апостол Павел, и местопребыванием
епископа, а
также как город, где в
431 году
проходил
третий Вселенский собор. В 35 году
после проповеди
апостола Павла «из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши
книги свои сожгли пред всеми; и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят
тысяч драхм» Короче, книги он жег.. помните, нечто подобное было при
Гитлере.. публичное книжное аутодофе!
Здесь был умучен св.
Порфирий Эфесский, лицедей.
Епископом
эфесским был
святитель Марк,
известный защитник Православия на
Ферраро-Флорентийском соборе.
С данной
местностью связаны истории о семи спящих отроках и о житии Лазаря Галисийского.
ИОАНН. Был в юности рыболовом, как его брат Иаков и друзья Петр и Андрей. Призван Иисусом почти одновременно с ними. С того момента занимал возле Христа особое место. Во время Тайной Вечери и под крестом стал близким поверенным Иисуса. Был приемным сыном–опекуном Божьей Матери Марии. Был очевидцем пустой могилы Воскресшего Христа. После Своего воскресения, у Тивериадского Моря, Иисус предсказал будущее Иоанна. В Деяниях Апостолов видим еще несколько раз Иоанна рядом с Петром, а Апостол Павел вспоминает его имя по поводу своего визита в Иерусалим в 50 г. нашей эры. Точной хронологии дальнейшей жизни Иоанна нельзя определить. Однако древняя традиция свидетельствует, что Иоанн прибыл в Эфес, после св. Павла. Потом Иоанн пребывал в изгнании на острове Патмос. Там он получил Божие Откровение. Позднее, пытаясь описать его скудным человеческим языком, Иоанн создал "Апокалипсис". Считается, что вернувшись после изгнания в Эфес, Иоанн написал свое Евангелие, три "Послания" и упомянутый "Апокалипсис". Умер, по всей вероятности, в начале царствования императора Траяна. Православная церковь память этого Святого чтит дважды в году, 8 мая и 26 сентября по старому стилю. Но, главное, здесь жил и проповедовал апостол Иоанн, похороненный здесь же, в церкви, а также, согласно средневековым преданиям, в этом городе проживала свои последние годы дева Мария, мать Иисуса Христа. Здесь же была построена первая в мире церковь, освящённая во имя Матери Божьей. Перед распятием Иисус завещал своей матери заботиться об Иоанне, как о собственном сыне, а Иоанну заботиться о Марии, как о родной матери. Поскольку апостолы разделили между собой территории для распространения христианства, а территория Малой Азии досталась Иоанну, то он якобы и поселил деву Марию в Эфесе, где она и жила последние годы жизни.
В настоящее время в этой местности (в 7 км от города) находится небольшая
церковь, которая является местом
паломничества христиан.
Мусульмане в этих местах также с глубоким уважением относятся к ней как к
святыне.
|
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию – дочери святого Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом
.Апостол был автором пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Многие исследователи оспаривают авторство апостола. Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.
Считается, что она умерла в Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третьий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация. |
Базилика св.ИоаннаПринято считать, что здесь провели последние годы жизни дева Мария и апостол Иоанн. Считается, что Апостолу Иоанну, дожившему до 100 лет и единственному из учеников Христа умершему своей смертью, принадлежит одно из четырех канонических текстов евангелия. Здесь же, на предполагаемом месте захоронения апостола в VI веке по приказу императора Юстиниана была возведена величественная базилика. Проект базилики не умещался на холме, и для него пришлось специально расширять холм, укрепив его склоны. Вокруг базилики была возведена крепость, при строительстве которой в основном использовались камни стадиона античного Эфеса. В ворота крепости вставлен античный барельеф, изображающий смерть Геракла, который в раннехристианское время ошибочно воспринимался как образ мученической смерти. | ||||
После завоевания в XI столетии города сельджуками город был переименован в Сельчук. В отличии от Христа и старозаветных пророков, апостолы не упоминаются в Коране, и не считаются мусульманами посланниками Аллаха. Базилика была заброшена, и только в XX веке снова стала известна христианскому миру. |
По преданию, в Эфес в середине 1в. н.э. прибыл евангелист Иоанн. В 100 г. он умер, и его похоронили на холме Айясолук. Полагают, что название холма произошло от искажения Ayios Theologos (святой теолог). В VI в. вокруг часовни, в которой похоронили евангелиста, император Юстиниан приказал возвести базилику Св. Иоанна (4 лиры). В Средние века базилика была одной из крупнейших византийских церквей и привлекала толпы паломников-христиан. В 1330 г. базилику превратили в мечеть, а в 1402 г. ее разрушили войска Тамерлана. |
|||
Стилобат и мраморные стены частично восстановлены. Если бы базилику восстановили полностью, она стала бы седьмым по величине христианским храмом современного мира. Недавние раскопки к востоку от алтаря, где похоронен св. Иоанн, открыли баптистерий с бассейном для крещения и часовню с фресками святых. Мы тоже внесли небольшую лепту в раскопки , как же много еще загадок для будущих исследователей! |
Могила Иоанна Богослова |
|||
Базилика, внешняя стена. Видна Мечеть Исы-Бея |
Цитадель на горе |
найденная нами мозаика. |
гробницы монахов, восьми-лучевые кресты. |
Следы ног Иоанна Богослова |
Считается, что евангелист Иоанн и Мария провели здесь
свои последние дни. Но в III в. н.э. на город обрушились два бедствия -
нашествие готских орд и эпидемия малярии. Так возник четвертый, византийский
Эфес на холме, где сегодня стоит базилика св. Иоанна. После завоевания
сельджуками в XI в. город получил свое нынешнее название - Сельчук. На холме
Айясолук рядом с главной улицей Сельчука лежат развалины византийской крепости.
Мощные Ворота преследования сооружены из камня бывшего римского стадиона. Свое
название они получили от античного барельефа, изображающего смерть Гектора,
которую христиане толковали как символ мученичества. Прогуливаясь по территории Базилики, около внешней стены... лишь немного разрыв землю, я тут же наткнулся на мозаичный пол... это была так интересно... сразу почувствовав себя исследователями, достав последнюю воду, мы отмыли фрагмент пола... А спустя некоторое время, мимо проходила компания иностранных туристов во главе с гидом... и мы услышали - "You can see the sample of an antique mosaic..." Иностранцы столпились возле нашего открытия, защелкали фотоаппараты... Гордость первооткрывателей переполняла нас! |
||||
Внутренний дворик. |
Мечеть Исы-Бей, внутренний двор. |
Мечеть Исы Бей и остатки византийского монастыря. |
Вход в Базилику апостола Иоанна Богослова. |
Древние турецкие бани. |
После изгнания на остров Патмос св. Иоанн вернулся в Эфес предположительно в 97 г. Он умер в этом городе два года спустя, в возрасте около 100 лет. Он единственный из 12 апостолов умер своей смертью. На месте его могилы была построена сначала маленькая церковь, а затем, при императоре Юстиниане, величественная базилика. Она была двухэтажной, имела форму креста и была облицована изнутри мрамором. Сейчас от базилики осталось лишь несколько колонн да руины стен. Могила св. Иоанна покрыта новой мраморной плитой, на которой всегда лежит несколько гвоздик.
Центральная улица Сельчука. |
В цитадели император Юстиниан в VI в. н.э. приказал возвести над предполагаемой могилой апостола Иоанна величественную Базилику св.Иоанна, полностью облицованную изнутри мрамором. Сооружение было настолько грандиозным, что для закладки его переднего двора (сегодня терраса с прекрасным видом на равнину) пришлось удлинить холм, уложив под него специальные несущие конструкции! Ниже цитадели расположена мечеть Исыбея, |
Мечеть Исы Бей. Расположена немного ниже базилики Св. Иоанна. Построена в 1375 г. властителем
сельджуков Исабеком из рода Айдыногуллары. Это один из лучших образцов исламской
архитектуры. Колонны из черного гранита, подпирающие два купола мечети,
привезены сюда от портовых бань Эфеса, впрочем как и все другие строительные
материалы.
Входной портал мечети, над которым возвышается единственный минарет, украшен
орнаментом в виде переплетенных лент из белого и черного мрамора. В числе лучших памятников мусульманской архитектуры Сельчука стоит выделить
мечеть Исы Бей (Isa Bey), расположенную в непосредственной близости от базилики
Св. Иоанна. Мечеть, построенная в 1375 году властителем сельджуков Исыбеeм, отличается колоннами из черного гранита, привезенными из
портовых бань Эфеса. Входной портал мечети, над которым возвышается минарет,
украшен орнаментом в виде переплетенных лент из белого и черного мрамора. В
промежутке между мечетью и террасой базилики видны рассыпавшиеся стены и упавшие
колонны. Это остатки византийского монастыря.
Мы вышли из мечети... из
живительной прохлады в жаркое , вангоговское небо... ко
мне подошел невысокий старичок и смущаясь, спросил, не хочу ли я купить
что нибудь на память. Это был Имам этой мечети,
познакомившись, он показал альбом с фотографиями
мечети, рассказывал от ней. А когда узнал, что я хорошо
знаком с Кораном, глаза его заслезились.. Подошел его сын... мы вместе выбрали невозможной красоты
тарелочки. Прощаясь, Имам написал на золотой
открытке витиеватой арабской вязью
слова из Корана.. достал старый Коран, с синхронным
русским переводом, что
бы я мог воочию убедиться в искренности его пожеланий -
" Мир и Любовь принес я вам, да пребудут они в
вами времена вечные"
Вот и закончилось наше короткое путешествие в Турцию, впереди оставалось лишь несколько часов до автобуса в Стамбул, сигарета на пароме через Дарданеллы, короткий перелет в Москву и бездна теплых воспоминаний! Пока!