Путешествие в Зазеркалье или Три северные жемчужины : Соловки, Валаам, Кижи такие разные.... ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ...... и такие прекрасные....
"- Все мы здесь немного сумасшедшие! |
Соловецкие Острова.... или просто - СОЛОВКИ
Поездка получилась спонтанной.... быстрые сборы, похожие больше на бегство.. в тщетной попытке убежать от себя... или догнать, собрать себя... не знаю, что точнее отражает теперешнее состояние.... так или иначе... все случилось.. "кормовому, баковому - отдать швартовы, вахтенному - принять трап... " путешествие началось!
но сначала - немного истории... с географией..
Карельский берег Белого моря в XII-XIII
веках стал осваиваться монахами, создававшими монастыри, скиты и пустыни.
Бывавшие на Соловецких островах охотники и рыбаки рассказали о них в
До
середины XVI века Соловецкий монастырь был довольно скромной обителью с
деревянными церковными, жилыми и хозяйственными постройками. Однако сильный дух
его обитателей проявился в скором времени. В
В
многовековой истории монастыря выделяются события, связанные со знаменитым
«Соловецким сидением» — выступлением иноков против церковной реформы (1667-1675
гг.); (
Царские войска за
сопротивление церковной реформе патриарха Никона . При этом взять крепость
штурмом так и не удалось - помог предатель. Но именно в это время, единственный
раз в своей истории, монастырь подвергся страшному разгрому с многочисленными
кровавыми жертвами. ),
посещением обители Петром I (1696, 1702 гг.); с нападением на монастырь
англо-французской эскадры (1854, 1855 гг.). - это
была неожиданная, весьма интенсивная и продолжительная, но совершенно
безрезультатная бомбардировка монастыря двумя английскими шестидесяти-пушечными
фрегатами в
В летописи и патерики обители вписаны имена многочисленных святых
и подвижников, а также крупных государственных и церковных деятелей России, в
число которых входят первоначальники монастыря, прпп. Зосима и Герман Соловецкие
(XV в.), прп. Елисей Сумский (XV—XVI), свт. Филипп, митрополит Московский, прпп.
Иоанн и Лонгин Яренгские, прпп. Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), прп.
Иринарх, игумен Соловецкий, прп. Диодор Юрьегорский, прп. Елеазар Анзерский, свт.
Маркелл, архиепископ
Вологодский и Белоезерский, (XVII в.), Патриархи Московские Иоасаф I и Никон
(XVII в.), прп. Иов (в схиме Иисус) Анзерский, митрополит Ростовский Арсений (Мацевич)
(XVIII в.), прпмч. архимандрит Вениамин (Кононов) и иеромонах Никифор (Кучин)
(XX в.), монах-строитель Трифон (Кологривов) , знаменитый летописец и
государственный деятель Авраамий (Палицын), летописец Сергий (Шелонин) (XVII
в.).
Слушая себя.. Соловки производят сильное впечатление.... это - другой мир... совсем другой мир... затерянный во времени... в чем то - чуждый... в чем то - родной, но давно забытый... как детство.... Суровые, сложенные из огромных глыб стены, замшелые... кажется, вечные... не чувствую в них угрозу... скорее -- покой и надежность... и боль.. Время течет медленней, лениво-лениво накатывают волны.. а воробьи, в песке... как то нехотя.. чуть не пешком... уступают дорогу... мир застыл.... немногочисленные "гражданские" жители острова доброжелательны и просты.... сон далекого детства.... Лукоморье, сказка... Ах, если бы не ЗНАТЬ! Если бы ТОЧНО не знать, что вот здесь... сотни тысяч людей были убиты.... что по этому камню скользнул взгляд, последний взгляд.... растерянного, вырванного из привычной московской жизни .... Господи... как же красиво... !!!! Прими мою душу! А камни молчали, как молчат спящие - тепло и спокойно.. я для них.... только миг.. мотылек, промелькнувший в вечности...
Стены монастыря и раньше использовались для изоляции и наказания преступников и еретиков. Но если за 400 предыдущих лет здесь перебывало чуть более трехсот узников, то всего за 20 неполных лет существования "Соловецкого Лагеря (потом тюрьмы) Особого Назначения" (СЛОНа) их было сотни тысяч, большинство из которых так и остались на Соловках в безымянных братских могилах...
Планы. Очень хочется вернуться сюда.... с байдаркой.... или
велосипедом.... остров большой, десятки километров проток, множество озер,
лагун.... грибы , ягоды, рыбалка.... в море - тюлени и белухи.... место
располагает к тому, что бы душа отдохнула от суеты.... задуматься о вечном... о
человеческих ценностях.... Хорошее место. Очень.
ВАЛААМ
из справочников
Валаамский
монастырь издревле являлся оплотом Православия на Севере Руси, славился высокой
духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных
землях.
Нет
у историков единого взгляда на дату основания Валаамской обители. Одни связывают
ее со временем Крещения Руси, другие относят к более позднему периоду. Церковное
и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам
распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием
и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель.
Считается,
что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и
Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники.
Таким застал его век апостольский. Этимологический разбор финского названия
острова "Валамо" подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес –
однокоренные слова, а "мо" по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля
Велеса, т.е. место посвященное Велесу.
Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.
Так,
в 1572 году царь и великий князь Иоанн Васильевич, обличаемый совестью за
низвержение и убиение святителя Филиппа, митрополита Московского, объявил врагов
почившего иерарха наглыми клеветниками и одного из них, бывшего соловецкого
игумена Паисия, удалил в Валаамский монастырь на покаяние.
В
этот же период в Валаамский монастырь на покаяние был прислан Крутицкий
архиепископ Варлаам, наказанный за участие в совещании Московского митрополита
Дионисия с боярами о насильственном пострижении в иночество по причине бесплодия
супруги великого князя Феодора Иоанновича Ирины Феодоровны. На Валааме владыка
Варлаам умер и был предан погребению.
Русские
самодержцы предоставляли монастырю различные льготы. 12 марта 1507 года великий
князь Василий Иоаннович даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту.
Крестьяне, живущие на монастырских землях в Карелии, этой грамотой освобождались
от разных пошлин и повинностей. В монастырских владениях и на острове Валаамском
запрещалось бить зверей, рубить лес. При игумене Варлааме, в 1534 году, эту
грамоту подтвердил царь и великий князь Иоанн IV Васильевич. В 1588 году царь
Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах
своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения .
Слушая себя.. Да! Да! Место, конечно, необыкновенное! и очень красивое.. Природа создает такие жемчужины... мне кажется, совершенно случайно.. и сама потом удивляется - ну, надо же... как красиво получилось.. За Валаамом тянется длинный исторический шлейф "Божьего Места", и оно, это место... всегда было под покровительством царей... вельмож... президентов.... министров... что, оставило свой след.... я бы даже сказал - шрам.. И это то мешает, видимо, Благодати Божьей...
Наблюдения... Вход в монастырь. Охранники, в черных строгих костюмах, с рациями.. ох, как похожие на церберов из казино... отель понтовый, в стенах монастыря... монашка на рецепшине встречает "паломников"... на затемненных джипах.... другая - моет пол.... огромный аквариум, евроремонт.... интересно, что делает ночная смена??? ко мне подходят и вежливо, но настойчиво выпроваживают... НЕ ПОЛОЖЕНО! ... мимо проходит вальяжный мужчина, с мобильком ...слышу обрывок разовора.."... что, Игумен джип забрал???... пип.... " это при том, что при входе висит объявление, содержащее ЗАПРЕТ пользования мобильными телефонами... и, что совсем странно - фото и видеосъемку! НАверное, к ЭТИМ "паломникам" ЭТО не относиться При этом - в храме работали фотографы и видео операторы. Такое чувство, что я присутствую внутри четко функционирующей коммерческой структуры...и только всем мешаю..... гуляя по острову, свернул с тропинки, чтобы сфотографировать храм с выгодного ракурса - тут же подошла монашка и вернула меня обратно - НЕ ПОЛОЖЕНО!!!
Собор конечно, расписан красиво!( см. фото)... но, что то не вызывает благости эта роспись... ибо это не иконы, это - живопись, превращающая храм - в музей... как писал Никон в свое время "... пишут нынче святых румяных и сытых, без Духа Святага, пузатых, только саблю пририсуй - аки немчура будет. Тьфу... "
КИЖИ
В
первом тысячелетии нашей эры на территории Заонежья
и Кижских шхер жили племена древней веси и саамов. Вероятно, уже тогда о.Кижи
был центром большой округи. Сюда съезжался народ для проведения языческих
праздников, здесь жгли костры, водили хороводы, обращая молитвы богу солнца,
богу дождя. Само название острова исследователи связывают с карельским словом
«кижат» - игрища.
В начале второго тысячелетия в Заонежье стали проникать новгородцы,
искавшие вольных земель, богатых лесов, рыбных угодий. Русская колонизация края
продолжалась на протяжении всего средневековья. Новгородцы селились рядом с
местным населением, воспринимали особенности языка и обычаев, а местные люди
сливались с потоком русских переселенцев. Зарождалась своеобразная русская
северная культура.
Остров Кижи по-прежнему оставался центром окрестных
деревень. Люди жили в селениях, отделенных друг от друга озером, лесами,
болотами. Однако им необходимо было торговать, обмениваться новостями, судить
виновных и принимать решения по важным вопросам. Местом встречи по давней
традиции опять стал остров Кижи. Так как все важные события православных
крестьян происходили в церкви, или около нее, на острове появились первые
Кижские храмы. Самые ранние упоминания о них относятся ко второй половине 16
века.
Место за церквями, где хоронили умерших, а позднее - площадь перед
церковью, называли «погостом». С течением времени слово «погост» стало означать
административно-территориальную единицу и распространилось на округ, откуда
съезжались к церквям крестьяне. Кижский погост был одним из самых крупных на
севере России и уже в 16 веке включал в себя 130 деревень.
Сейчас, как и
в прошлые времена, Кижский погост и музей-заповедник «Кижи» служат центром для
окрестных деревень. В
Облик Преображенской церкви монументален и прихотлив. Ее пирамидальный
силуэт при близком рассмотрении струится многочисленными изгибами главок, бочек,
подзоров и крестов. Недаром строение рождает тысячу поэтических ассоциаций.
Известно, что строила церковь артель Заонежских плотников, а помогала им
вся округа. Строили церковь, как заведено было на Руси, не по проектам и
чертежам, а по традициям, передаваемым из поколения в поколение, из уст в уста.
Строили традиционную многоглавую круглую церковь, «о двадцати стенах», с
двадцатью двумя главами, каких не мало было на севере. Заслуга же местных
плотников состояла в том, что они старые, давно используемые элементы, сумели
соединить в новое, ранее невиданное целое.
Основу церкви составляет большой восьмигранный сруб - «восьмерик», на
который поставлен восьмигранник значительно меньшего объема, а на него - третий,
самый маленький. Три восьмерика создают пирамидальную основу церкви, а чтобы
сооружение было устойчивым, его с четырех сторон света подпирают четыре прируба.
С запада нижний ярус церкви охватывает просторная трапезная с высоким
двухмаршевым крыльцом.
«Восьмерик на четверике» - это
наиболее распространенный традиционный тип северных деревянных церквей 18 в. По
традиции такую церковь должен венчать шатер. Однако очевидно, что под его
тяжестью облик церкви станет тяжелее и приземистее. К тому же, силуэт шатра
перечеркнет силуэт Преображенской церкви. Строители, почувствовав возможное
несоответствие, отошли от традиции и заменили шатер короной из 10 главок.
Благодаря этому верх Покровской церкви оказался как бы парящим в воздухе, а
силуэты двух церквей слились в единый архитектурный аккорд.
Покровская церковь, также, как и Преображенская, построена по «золотому»
правилу плотников - «польза, прочность, красота». Вся конструкция церкви, как и
ее декоративное убранство, направлена на то, чтобы защитить основу
сооружения - сруб - от атмосферных осадков. Верхние венцы четверика и восьмерика
расширяются, образуя повал, чтобы вынести подальше от стен концы кровли. Под
главками устроены воротнички - «слезники», с которых на нижнюю кровлю капают
дождинки. И даже фронтонный пояс, охвативший как ожерелье, столп восьмерика,
является не только украшением, но и элементом общей системы водопровода: из
каждого фронтона отходит маленький желобок для отвода от бревен косых струй
дождя.
Чувства. все таки, есть историческая память... где то далеко, в генах... сидит в нас ( ну, во мне - точно!) это ... и попадая, в такую благодатную среду... как семя... просыпается и дает всходы... покос... запах трав и яблок... старого дерева и свежих досок... а как хорошо, сидя на пригорке, вести неспешную беседу... о урожае этого года.... о утренней росе... что крышу надо поправить, солому убрать, рожь - молотить, а она не высохла и надо баб послать выложить снопы на леса, что кобыла жеребиться со дня на день, что огурцы надо убирать в подпол... да подготовить ледник, пока дожди не начались... что август в этом году - Божья благодать... что ночи теплые... и можно .. на старом сене или новой соломе девок деревенских... прости Господи... тискать хоть всю ночь... и родители не прознают... и никаких акция, курсов валют.. дивидендов... эксклюзивов... РТС, ММВБ, Даун Джонсон... и прочие NASDAQ-ки... Вот оно, счастье то!!! только руку протяни..!